1617-1721.

По условиям мирного договора 1617 г. население Карелии имело право свободно исповедовать православную веру, и должно было входить в Новгородскую епархию. Однако шведское правительство стало всеми способами бороться за обращение православных в лютеранство. Всем православным монахам, боярам, и мещанам предписывалось покинуть шведскую территорию. Крестьянам же и православным священникам было запрещено уходить на Русь.

В 1618 г. была учреждена лютеранская епархия в Выборге, в подчинении которой оказался и Кексгольмский (Карельский) лен. Лютеранскому епископу были подчинены и православные приходы на завоеванных землях. В то время еще сохранились 26 православных прихода и 13 действующих церквей.

В 1622 г. шведское правительство обязало Выборгского епископа искоренить православные службы и обратить православных в лютеранство. Началось активное строительство лютеранских церквей. Часто под лютеранские церкви использовали бывшие православные.

В 1625 г. в Стокгольме была открыта русскоязычная типография. В 1628 году Ханну Флёрих издал в Стокгольме  лютеранский катехизис на славянском языке. Он специально предназначался для православных священников и дьяконов. Обращенный в лютеранство воевода, землевладелец из Терву Ефим Симонов (Симо Весимаа) перевел лютеранский катехизис на русский язык. По этому лютеранскому катехизису православных священников принуждали обучать прихожан. Если они отказывались – за этим следовал штраф, затем заключение под стражу.

С 1645 года введено было обязательно обучение лютеранскому учению после служб.

С 1632 года было распоряжение, что если православный священник умирал или его место освобождалось, то из-за границы запрещалось приглашать другого священника. По распоряжению епископа Выборгского Николауса Магния Карелиуса в каждый православный приход был назначен кроме православного священника и лютеранский пастор, которого должен был содержать приход. Так как большая часть населения понимала финский язык, православным священникам было указано читать проповеди на финском языке, вторую проповедь читал лютеранский пастор. Затем был издан приказ, чтобы все, кто понимает финский язык перешли в лютеранство.

Многие случаи притеснения православных сохранились в судебных архивах тех лет. Описаны разные случаи глумления над святынями и издевательства над православными. Так, один православный прихожанин, житель Лапинлахти Тимофей Омельянов в виду отсутствия православного священника обратился к Куркиекскому лютеранскому пастору Петрусу Петринусу и его помощнику Нило Кроку с просьбой отслужить молебен в церкви Успения Богородицы. Они согласились, но войдя в церковь  на глазах у прихожан сорвали храмовую икону и растоптали ее со словами “Вот что осталось от вашей русской веры”.

Сын судебного заседателя Пекка Ляяпери отвез новорожденного ребенка в Россию, чтобы окрестить его по православному обряду. После возвращения, он вместе с женой был заключен в тюрьму в Кексгольм (Приозерск).

Все усилия шведских властей не давали результата. Уже в 1633 г. население возмущалось и требовало разрешения приглашать православных священников из России, чтобы вести службы, крестить детей и отпевать покойных.

Шведский король очень удивлялся, что среди карел были и такие, которые не знали русского языка, не понимали русскую речь, но тем не менее не оставляли православную веру. Их обращение в лютеранскую веру он признал невозможным, ни угрозами, ни деньгами.

В 1656 г. Россия предприняла попытку отвоевать территории, отошедшие к Швеции по Столбовскому договору. Основные боевые действия велись в Прибалтике. Православное население Приладожской Карелии воспользовалось этим, чтобы выступить против притеснителей. Религиозный характер восстания был настолько ясно выражен, что в шведских летописях война получила название «войны за веру». Православное население встречало русские войска как освободителей и всячески помогало им. В Тохмаярви, Липери и Иломантси вспыхнули восстания против шведов. Шведы и лютеранское население бежало из всей Приладожской Карелии.

3 июля 1656 г. русские войска численностью 2500 человек осадили крепость Кексгольм. За лето было предпринято несколько неудачных попыток взять крепость и 26 сентября осада была снята. После ухода русских войск, шведы прошли по Ладожскому побережью, сжигая православные церкви, разоряя дома православных крестьян, уничтожая скот. В этом же году была сожжена церковь Пресвятой Богородицы в Куркиеках и на этом месте больше  не восстанавливалась. Уцелели только церкви Воздвиженья Креста Господня в Тиурула, Николая Чудотворца в Микли и Успения Богородицы в Лапинлахти.

Вместе с русскими войсками бежало и большинство православных карел. До войны 1656 г. из Кексгольмского лена бежало 11000 человек, вместе с отступавшими войсками ушло еще 15000 человек. Всего, в XVII в. Приладожскую Карелию покинуло 30000 православных карел.  Часть их осела в районах Олонца, Новгорода, Белого озера и Вологды. Карельские беженцы образовали компактное поселение в Тверских землях в районах Торжокском и Бежецком, получившем в дальнейшем название Тверской Карелии. Из Куркиекского погоста бежала 481 православная семья.

Беженцы расселялись на государственных, вотчинных и монастырских землях. В частности Иверский монастырь пригласил карел селиться на его землях в Деревской пятине.

После этой войны православных карел на шведской территории  почти не осталось.

После заключения в 1661 г. Кардисского мира, Швеция стала требовать возвращения беженцев, но Россия отказалась. Переговоры о беженцах велись очень долго и в результате Швеция удовлетворилась выплаченным за них выкупом.

После 1661 г. на территории Куркиекского погоста остался только один православный приход и одна православная церковь в Тиурула. Это произошло благодаря тому, что в Тиурула были земли очень богатого православного боярина Родиона Лукьяновича Лобанова. Родион Лобанов сохранил православную веру но перешел на службу к шведам.  За заслуги перед шведской короной он получил от шведских  королей, в виде исключения право сохранить православный приход на своей земле.

Интересная страница истории Приладожской Карелии связана с деятельностью раскольников – старообрядцев. В судебных записках 80-х годов XVII в. есть много дел, посвященных деятельности раскольников. Так, в одном из них рассказывается история семьи Ляяпери. Семья была православная и сначала бежала в Россию. Пекка Ляяпери, в России ушел в монастырь, где провел 12 лет. Затем Пекка (Петр) Ляяпери вернулся и построил в лесу скит у д. Ойнаанваара в Яккимском приходе. Келья были хорошо замаскирована ветвями деревьев. Своей проповедью он привлек к себе множество людей, особенно молодежь. Образовалась община.

Когда шведские власти узнали о существовании общины, был послан отряд для их ареста. При приближении отряда 5 человек, находящихся в келье, подожгли скит и сгорели заживо.

Но Пекка Ляяпери в это время отсутствовал и уцелел. Он с группой оставшихся последователей построил новый скит на р. Сювяноройоки в Лемписуо. Община действовала еще год, после чего власти снова узнали о местонахождении скита и послали отряд для ареста членов общины. Прибывший отряд окружил скит, но члены общины заперлись изнутри. Началась стрельба, был убит один член общины, а остальные подожгли себя. Сгорело 11 человек, в том числе и Пекка Ляяпери.

В 1685 г. была вновь образована Карельская епархия в качестве Новгородского викариатства, которая действовала с 1685 г. по 1690 г. Глава епархии именовался епископом Карельским и Ладожским.

В 1710 г. в результате Северной войны Приладожская Карелия была освобождена русскими войсками. В 1721 г. между Швецией и Россией был заключен Ништадский мирный договор по которому Приладожская Карелия вошла в состав России.


Первые годы

1293-1617

1617-1721

1721-1944

Наше время

Поклонный крест

Поклонный крест, установленный на месте православной церкви во имя Архангела Михаила уничтоженной шведами в 1656 г. Окрестности п. Терву.