1293-1617

В 1293 г., глава шведского государства Торгильс Кнутсон и шведский епископ Петер  Вестеросский организовали крестовый поход шведских рыцарей на карельскую землю. Были захвачены три карельских погоста Яскис, Эурепя, Саволакс и заложен Выборгский  замок.

В 1295 г. отряд из 200 шведов захватил г. Корела (Приозерск) и попытался заложить там замок, но быстро подошедшие силы новгородцев отбили город и почти полностью уничтожили шведский отряд. В ознаменовании победы в 1296 г: «поставил архиепископ новгородский Климент церковь каменную Воскресение Христово на городских каменных воротах, по сему завету, что Бог пособил Новгородцам Немцев побить и город Корелу вернуть». В дальнейшем, в 1398 г. церковь была перестроена. Позднее состояла предельной при св. Софии. Последнее известие о церкви относится к 1654 г., когда назначен к ней священник с причтом.

В 1323 г., между шведами и русскими был заключен Ореховецкий мирный договор, который закрепил раздел Карелии. По условиям  договора три карельских погоста перешли к Швеции. Политика шведов на захваченных землях по обращению карел в католичество вызвала их массовое  бегство на русскую сторону. И хотя по условиям договора они подлежали возвращению обратно, но бегство из-за религиозных притеснений считалось веской причиной, что отражено в строках летописи: «…если к вам наши побежат, секите их или вешайте, если ваши к нам, то поступим так-же, чтобы не сорили нас друг с другом. А этих карел не выдадим, они крещены в нашу веру. И без того их мало осталось, а то все погибли…».

Мир на карельской земле был непрочен. Отряды шведов переходили границу и грабили мирное население. Особую ненависть шведов вызывали монастыри и церкви. Они жгли их в первую очередь, убивая священников и монахов. Об этом говорят нам страницы летописи.

В лето 6904 (1396) Пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьескыи и Кюлоласкыи, и церковь сожгоша; и князь Костянтинъ с Корелою гнася по них, и языкъ изима и присла в Новъгород.

В этом  отрывке впервые упоминаются Кирьяжский (Кюрьеский) и Кюлолаский погосты.

В 1478 г. произошло присоединение Новгородских земель к Московской Руси, и Карелия стала частью русского государства. В связи с этим была произведена перепись новых земель.

Из Писцовой книги 1500 г. известно, что в это время  г. Корела был центром Корельского уезда. В городе находились соборная церковь Святого Воскресения, приходская Спасская и три монастыря - Никольский, Иоанна Предтечи и девичий Георгиевский.

О Кирьяжском Богородицком погосте в книге сказано: «на погосте церковь Рождества Пречистыя. В ней священник Косма, дьякон Гаврилка, проскурница Орина…»

В 16 веке Богородицкий Кирьяжский погост делился на 9 приходов: Тиурула, Вейяла, Лапинлахти, Терву, Сорола, Микли, Ууккуниеми, Тюрья, Самматлампи. Последние 3 прихода в настоящее время расположены на территории Финляндии. Центром погоста была слобода  на месте современного п. Куркиеки. Большая церковь Рождества Пречистой Божьей Матери стояла в устье р. Куркиеки на высоком правом берегу. Еще одна церковь была при кладбище, которое располагалось в Отсанлахти.

            В писцовой книге  1571 г. перечислены названия некоторых церквей и имена их настоятелей: священники Ермолай в церкви Георгия Победоносца в Сорола, Ельферий в церкви Николая чудотворца в Микли, Яков в церкви Преображения Господня в Терву, Федор в церкви Рождества Богородицы Кирьяжского погоста, Моисей в церкви Рождества Иоанна Предтечи, Григорий в церкви Пророка Илии  в Вейяла,   Алексий  в церкви Рождества Богородицы  в Йоукио, Зиновий в церкви Успения Богородицы в Лапинлахти. К этому же времени относятся церковь Воздвиженья Креста Господня в Тиурула и многочисленные часовни при кладбищах.

На территории погоста было много монастырских земель, они принадлежали монастырям Спасо-Преображенскому Валаамскому,  Рождества Богородицы Коневскому, Иоанна Предтечи с устья Корельского городка и Никольскому Корельского городка. На отдаленном острове Сенном (Хейнсимаасаари) находился монастырь Святой Троицы, Куркиекском заливе - монастырь  о. Канансаари.

В 1570 г. началась новая война со шведским королем Юханом III. Война была очень жестокой и получила название «долгой ненависти».

В 1573 г. шведский полководец Герман Флеминг огнем и мечом прошелся по Приладожской Карелии. В  Кирьяжском погосте им были сожжены центральная слобода, две церкви и женский монастырь. Сохранились воспоминания об этом походе одного из соратников Германа Флеминга, в которых он описывал Куркиеки как место с двумя красивыми церквями и монастырем.

В 1579 г. шведы предприняли крупные боевые действия. Войска под руководством Понтуса Делагарди  захватили г. Корела и всю Приладожскую Карелию, сожгли Валаамский монастырь и убили при этом  34 монаха. Весь Карельский уезд, в том числе и Кирьяжский погост перешел под власть Швеции. В 2000г. на архиерейском соборе в Москве убиенные иноки были были причислены к лику святых.

В  период шведского нашествия большая часть местного населения была уничтожена или бежала на русскую территорию. Чтобы заселить пустующие земли, шведы в 1583 г. пригласили финских переселенцев лютеран из районов Яяске, Яуряпя, Савонлинна.

В этот раз шведская власть продлилась недолго. 8 мая 1595 г. был заключен Тявзинский мирный договор. По  договору г. Корела и Карельский уезд снова стали русскими. Но окончательно шведы оставили эту территорию лишь 3 сентября 1597 г.

В 1595 г. при царе Федоре Иоановиче была учреждена особая кафедра епископа Карельского и Ореховецкого. Первым Карельским епископом стал приглашенный из Вологды  епископ Сильвестр, Он управлял епархией с 1595 г. по 1613 г. После ухода шведов кафедра располагалась в г. Корела. Епископ Сильвестр развернул энергичную деятельность по восстановлению церквей. При нем заметно усилилось просвещение и духовное призрение.

Мирная жизнь продлилась недолго. В России наступило «смутное время». Москву захватили поляки. В 1609 г. в Выборге был подписан договор между русским воеводой Скопиным-Шуйским и шведским полководцем Яковом Делагарди об оказании помощи против поляков. Согласно договору Приладожская Карелия должна была отойти к Швеции. Однако местное население отказалось признать договор, и Якову Делагарди пришлось в 1610 г. силой оружия подчинять себе эти земли. В отсутствии регулярных русских войск, епископ Сильвестр призвал местное население к борьбе с захватчиками. Собралось ополчение около 2000 человек.

В сентябре 1610 г. войска Якова Делагарди осадили крепость Корела. В крепости было около 2000 ополченцев и 500 стрельцов. Духовную поддержку защитникам оказывал епископ Сильвестр. Осада продолжалась до марта 1611 г. и была прекращена после полного истощения сил защитников. Шведы выпустили из крепости с оружием и знаменами 100 оставшихся в живых ополченцев и епископа Сильвестра. Карелия почти на сто лет оказалась под властью Швеции, что было закреплено в 1617 г. Столбовским мирным договором.

Интересна дальнейшая судьба владыки Сильвестра. После захвата шведами Корелы, он был назначен управляющим Вологодской и Великопермской епархией, но до 1613 г. сохранял за собой и титул Карельского епископа. В 1612 г. Вологду захватили отряды поляков и запорожских казаков, которые разоряли город и грабили церкви. Владыка Сильвестр претерпел мучения и издевательства, но остался жив.  В 1613 г. был назначен в Псковскую и Изборскую епархию, где и почил в 1615 г.


Первые годы

1293-1617

1617-1721

1721-1944

Наше время

Ветхозаветная Троица

Ветхозаветная Троица. Икона 15-16 вв. Найдена в окрестностях п. Хийтола.