1293-1617
В 1293 г.,
глава шведского государства Торгильс
Кнутсон и шведский епископ Петер Вестеросский
организовали крестовый поход шведских
рыцарей на карельскую землю. Были
захвачены три карельских погоста Яскис,
Эурепя, Саволакс и заложен Выборгский
замок.
В 1295 г. отряд из 200
шведов захватил г. Корела (Приозерск) и
попытался заложить там замок, но быстро
подошедшие силы новгородцев отбили
город и почти полностью уничтожили
шведский отряд. В ознаменовании победы в
1296 г: «поставил архиепископ
новгородский Климент церковь каменную
Воскресение Христово на городских
каменных воротах, по сему завету, что Бог
пособил Новгородцам Немцев побить и
город Корелу вернуть». В дальнейшем,
в 1398 г. церковь была перестроена. Позднее
состояла предельной при св. Софии.
Последнее известие о церкви относится к
1654 г., когда назначен к ней священник с
причтом.
В 1323 г.,
между шведами и русскими был заключен
Ореховецкий мирный договор, который
закрепил раздел Карелии. По условиям
договора три карельских погоста перешли
к Швеции. Политика шведов на захваченных
землях по обращению карел в
католичество вызвала их массовое
бегство на русскую сторону. И хотя по
условиям договора они подлежали
возвращению обратно, но бегство из-за
религиозных притеснений считалось
веской причиной, что отражено в строках
летописи: «…если
к вам наши побежат, секите их или вешайте,
если ваши к нам, то поступим так-же, чтобы
не сорили нас друг с другом. А этих карел
не выдадим, они крещены в нашу веру. И без
того их мало осталось, а то все погибли…».
Мир на
карельской земле был непрочен. Отряды
шведов переходили границу и грабили
мирное население. Особую ненависть
шведов вызывали монастыри и церкви. Они
жгли их в первую очередь, убивая
священников и монахов. Об этом говорят
нам страницы летописи.
В
лето 6904 (1396) Пришедше Немци в Корельскую
землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьескыи и
Кюлоласкыи, и церковь сожгоша; и князь
Костянтинъ с Корелою гнася по них, и
языкъ изима и присла в Новъгород.
В этом отрывке
впервые упоминаются Кирьяжский (Кюрьеский)
и Кюлолаский погосты.
В 1478 г.
произошло присоединение Новгородских
земель к Московской Руси, и Карелия
стала частью русского государства. В
связи с этим была произведена перепись
новых земель.
Из
Писцовой книги 1500 г. известно, что в это
время г. Корела
был центром Корельского уезда. В городе
находились соборная церковь Святого
Воскресения, приходская Спасская и три
монастыря - Никольский, Иоанна Предтечи
и девичий Георгиевский.
О
Кирьяжском Богородицком погосте в книге
сказано: «на погосте церковь Рождества
Пречистыя. В ней священник Косма, дьякон
Гаврилка, проскурница Орина…»
В 16
веке Богородицкий Кирьяжский погост
делился на 9 приходов: Тиурула, Вейяла,
Лапинлахти, Терву, Сорола, Микли,
Ууккуниеми, Тюрья, Самматлампи.
Последние 3 прихода в настоящее время
расположены на территории Финляндии.
Центром погоста была слобода
на месте современного п. Куркиеки.
Большая церковь Рождества Пречистой
Божьей Матери стояла в устье р. Куркиеки
на высоком правом берегу. Еще одна
церковь была при кладбище, которое
располагалось в Отсанлахти.
В писцовой книге
1571 г. перечислены названия некоторых
церквей и имена их настоятелей:
священники Ермолай в церкви Георгия
Победоносца в Сорола, Ельферий в церкви
Николая чудотворца в Микли, Яков в
церкви Преображения Господня в Терву,
Федор в церкви Рождества Богородицы
Кирьяжского погоста, Моисей в церкви
Рождества Иоанна Предтечи, Григорий в
церкви Пророка Илии
в Вейяла, Алексий в церкви Рождества Богородицы
в Йоукио, Зиновий в церкви Успения
Богородицы в Лапинлахти. К этому же
времени относятся церковь Воздвиженья
Креста Господня в Тиурула и
многочисленные часовни при кладбищах.
На
территории погоста было много
монастырских земель, они принадлежали
монастырям Спасо-Преображенскому
Валаамскому, Рождества
Богородицы Коневскому, Иоанна Предтечи
с устья Корельского городка и
Никольскому Корельского городка. На
отдаленном острове Сенном (Хейнсимаасаари)
находился монастырь Святой Троицы,
Куркиекском заливе - монастырь о.
Канансаари.
В 1570 г.
началась новая война со шведским
королем Юханом III. Война была очень
жестокой и получила название «долгой
ненависти».
В 1573 г.
шведский полководец Герман Флеминг
огнем и мечом прошелся по Приладожской
Карелии. В Кирьяжском
погосте им были сожжены центральная
слобода, две церкви и женский монастырь.
Сохранились воспоминания об этом походе
одного из соратников Германа Флеминга, в
которых он описывал Куркиеки как место с
двумя красивыми церквями и монастырем.
В 1579 г.
шведы предприняли крупные боевые
действия. Войска под руководством
Понтуса Делагарди захватили
г. Корела и всю Приладожскую Карелию,
сожгли Валаамский монастырь и убили при
этом 34 монаха.
Весь Карельский уезд, в том числе и
Кирьяжский погост перешел под власть
Швеции. В 2000г. на архиерейском соборе в
Москве убиенные иноки были были
причислены к лику святых.
В
период шведского нашествия большая
часть местного населения была
уничтожена или бежала на русскую
территорию. Чтобы заселить пустующие
земли, шведы в 1583 г. пригласили финских
переселенцев лютеран из районов Яяске,
Яуряпя, Савонлинна.
В этот
раз шведская власть продлилась недолго.
8 мая 1595 г. был заключен Тявзинский
мирный договор. По
договору г. Корела и Карельский уезд
снова стали русскими. Но окончательно
шведы оставили эту территорию лишь 3
сентября 1597 г.
В 1595 г.
при царе Федоре Иоановиче была
учреждена особая кафедра епископа
Карельского и Ореховецкого. Первым
Карельским епископом стал приглашенный
из Вологды епископ
Сильвестр, Он управлял епархией с 1595 г.
по 1613 г. После ухода шведов кафедра
располагалась в г. Корела. Епископ
Сильвестр развернул энергичную
деятельность по восстановлению церквей.
При нем заметно усилилось просвещение и
духовное призрение.
Мирная
жизнь продлилась недолго. В России
наступило «смутное время». Москву
захватили поляки. В 1609 г. в Выборге был
подписан договор между русским воеводой
Скопиным-Шуйским и шведским полководцем
Яковом Делагарди об оказании помощи
против поляков. Согласно договору
Приладожская Карелия должна была отойти
к Швеции. Однако местное население
отказалось признать договор, и Якову
Делагарди пришлось в 1610 г. силой оружия
подчинять себе эти земли. В отсутствии
регулярных русских войск, епископ
Сильвестр призвал местное население к
борьбе с захватчиками. Собралось
ополчение около 2000 человек.
В
сентябре 1610 г. войска Якова Делагарди
осадили крепость Корела. В крепости было
около 2000 ополченцев и 500 стрельцов.
Духовную поддержку защитникам оказывал
епископ Сильвестр. Осада продолжалась
до марта 1611 г. и была прекращена после
полного истощения сил защитников. Шведы
выпустили из крепости с оружием и
знаменами 100 оставшихся в живых
ополченцев и епископа Сильвестра.
Карелия почти на сто лет оказалась под
властью Швеции, что было закреплено в 1617
г. Столбовским мирным договором.
Интересна
дальнейшая судьба владыки Сильвестра.
После захвата шведами Корелы, он был
назначен управляющим Вологодской и
Великопермской епархией, но до 1613 г.
сохранял за собой и титул Карельского
епископа. В 1612 г. Вологду захватили
отряды поляков и запорожских казаков,
которые разоряли город и грабили церкви.
Владыка Сильвестр претерпел мучения и
издевательства, но остался жив.
В 1613 г. был назначен в Псковскую и
Изборскую епархию, где и почил в 1615 г.
|