Первые  годы.

Летописная история православия на территории современного Лахденпохского района начинается в 1227 г.

В 1227 г.  новгородский князь Ярослав, отец святого благоверного князя Александра Невского, прибыл в Карелию и массово крестил карел, как об этом повествует летопись:

«...того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди».

Это считается официальной датой принятия православия карелами.

Однако с христианами карелам приходилось встречаться и гораздо раньше.

В 989 г. православная вера стала государственной религией Великого Новгорода. В это же время происходило распространение христианства в Скандинавии. Много западных христиан собралось в Новгороде во время правления там князя Ярослава Мудрого. В это время там находились и будущий король Норвегии Олаф Харальдссон с сыном Магнусом.

Из саги об Олафе известно, что в это время он побывал и в земле карел. После смерти в 1030 г. Олаф был канонизирован в Норвегии и на Руси как святой,  ему были посвящены церкви в Новгороде и Старой Ладоге. Возможно, что сам Олаф или его соратники установили каменные «кельтские» кресты, найденные в Куппала и на о. Кильпола над захоронениями. Много очень похожих крестов встречается в Норвегии и Ирландии. Такой же каменный крест находится и в Новгородском Софийском соборе.

Карельская знать, встречаясь со знатными христианами скандинавами и новгородцами начала принимать христианство. В то же время большинство простого народа оставалось язычниками. Примером этому может служить ижорский старейшина Пелгусий, упоминаемый в повести об Александре Невском. Ижорец Пелгусий, отвечавший за морскую оборону новгородских рубежей, крестился и наречен был Филиппом, но жил «посреде роду своего погана суща».

Вероятно в 12-13 вв. начинают появляться в земле карел монахи отшельники. Монахи проникали в самые глухие уголки Русского севера и поселялись там в маленьких скитах. Они занимались проповедью христианства среди простого люда, учили местных жителей грамоте, лечили их. Постепенно вокруг скита поселялись новообращенные последователи, и создавался монастырь.

Образцом  являлись афонские монастыри, в которых многие монахи проходили начальную школу. На греческие корни указывает и то, что местное население называло их «греками». Часто встречающееся название «Риеккала», происходит от карельского слова «крейкала», то есть место, где жил греческий монах. И действительно, на о. Риеккала в Сортавала была одна из древнейших церквей в Приладожье, а в заливе Риекала в Куркиекском районе была старейшая в районе часовня. Интересно, что финский историк Т. Швиндт еще в XIX в. использует слово «риекалайнен» как синоним «православный».

Возникновение первых больших монастырей в Карелии - Валаамского и Коневецкого, относят к XIV в., но Валаамский монастырь, вероятно, был основан гораздо раньше. Крупнейший специалист по карелам, финский историк Х. Киркинен относит основание Валаамского монастыря к началу 12 в..

Во всяком случае, достоверно известны имена основателей монастыря: преподобных Сергия и Германа. Монастырь  располагался в 40 –50 км. от прибрежных деревень Богородицкого Кирьяжского погоста и вел активную просветительскую и проповедническую работу среди карельских родов.

Из стен Валаамского монастыря вышло множество проповедников, распространявших христианство в самых глухих уголках русского севера.

В 14 в. валаамский инок преподобный Корнилий основал Палеостровский монастырь на берегу Онежского озера.

В 1397 г. валаамский инок преподобный Арсений основал Коневецкий монастырь.

В 1429 г. преподобный Савватий основал Соловецкий монастырь.

В 1487 г. преподобный Александр Свирский основал обитель в Присвирье.

Православные монастыри Карелии, сливаясь с природой, являлись сосредоточением аскетизма и созерцательности, центрами тихой миссионерской работы, в которых физический труд был частью образа жизни.

Они возникали, как правило, по инициативе русских подвижников, но постепенно в эти монастыри вливались и карельские монахи. Некоторые из них стали выдающимися деятелями православной церкви. Так, один из самых почитаемых святых православной церкви преподобный Александр Свирский по национальности был вепс.

История сохранила имена немногих подвижников. Но они остаются в памяти народа и местных названиях. Неподалеку от современного поселка Терву, в  п. Артонпохья в начале 17 в был скит, в котором жил отшельник  Домка Самуилов.  В народе он слыл святым, эту местность стали называть «Святика». В шведской поземельной книге 1618 г. это название уже присутствует в официальном качестве. В последствии это название изменилось в современное - Вятикка.

Об окончательном принятии христианства говорят и захоронения, которые в 12 в. от принятого язычниками обряда трупосожжения переходят к трупоположению и направленность могилы становится принятой в православии западно-восточной.

О принятии православия говорят и археологические находки. На о. Кильпола  на склоне горы Пиимялянмяки, была найдена в кладе круглая серебряная подвеска с изображением византийского креста. Оловянный дискос с изображением креста– найден на г. Кирккомяки в Терву. В Хийтола - крест, медный образ и складень. В Отсанлахти - медный образ и крест.

Однако, в быту карел еще долго сохранялись пережитки язычества. Это проявлялось в обращениях к колдунам, знахарям и ворожеям. Так, в 1534 г. новгородский архиепископ Макарий писал в Москву, что карелы празднуют языческие праздники и обращаются к колдунам. Для борьбы с этим явлением он в этом же году послал в Карельский уезд иеромонаха Илию с двумя детьми боярскими.

Летописи говорят, что Илия два года вел борьбу с язычеством.  В 1548 г. архиепископ новгородский Феодосий отправляет священника Никифора: «искоренять злые обычаи и научать вере чистой и праведной». Вероятно, как память об этих событиях в деревни Ихоярви на берегу озера Роккалампи на гранитной скале на месте бывших жертвенных камней остался высеченный крест.

Надо сказать, что языческие обряды в быту карел сохранились и до недавнего времени. Так в 19 в. Т. Швиндт писал: «В Кууппала на кладбище у корней большой черемухи приносилось в жертву первое молоко после отела коровы и первое зерно с нового урожая. Дерево почиталось священным. Почти каждая группа карел имела свое такое место или у корней дерева или у камня. Такие места были в Риеккала, в Соскуа и Савоя.».


Первые годы

1293-1617

1617-1721

1721-1944

Наше время

Новгородский крест

Новгородский каменный крест. Найден на о. Кильпола.