НАРОДНЫЕ ПРЕДАНИЯ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ,

собранные летом 1879 года

Теодор Швиндт

 

Монастыри

В Поземельной книге Кексгольмского лена 1589 - 1593 гг. упоминаются следующие деревянные монастыри: Каннансаари ("Остров-полуостров") и Хейнисенмаа[i] ("Сенная земля") в Куркийокском погосте; Вайвила, или Вайнила, в Сортавальском погосте; Орусъярви в приходе Мёнтсяля Салминского ("Пролив") погоста. О них сохранились немногословные предания.

В двух верстах от кирхи в Куркийоки находится небольшой остров Каннансаари, называемый также Каннсаари и Каннесаари. Сейчас там лишь поля и луга. К северо-западу от той же кирхи виднеются две горы: Кууттимяки ("Гора белька[ii] нерпы") и Ляявямяки ("Холм, на котором стоит хлев"), а между ними располагаются гора Лайтурикаллио ("Скала у причала") и долина Лайтурилакс ("Долина у причала"). Здесь когда-то была монастырская пристань. Чуть выше на острове, посреди поля, есть место, именуемое Кирккомаа ("Церковная земля"), и Кирккомаакаллио ("Церковная окала"). Видимо, тут и стояла церковь. В районе Кирккомаа находили кости и кирпичи. На каменистой горке сохранились две большие ямы. И место захоронений, и берег - все поросло тернием. В разных пре­даниях упоминается о том, что на острове был либо монастырь, либо церковь.

Вот, что говорится в сказании о том, как был разорен монастырь: "Во время большой войны монастырские ценности вывезли на шести лошадях, переправили на другой берег пролива и опустили на дно там, возле камня Сатулакиви ("Камень-седло"); колокола же утопили у Ляявямяки. А насельники монастыря ушли".

Монастырь на острове Хейнисенмаа известен с давних времен. О нем и о его местоположении существует множество легенд, но обычай моряков бросать в воду монетки и табак "на хорошую погоду" именно в южной части острова связан, как полагают многие, с тем, что там и стоял монастырь. Однако из другого предания мы узнаем, что обитель находилась в северной части острова, в глубине бухты Монастеринлахти ("Монастырский залив"). Там до сих пор возвышается длинная пристань, сложенная из камней. Неподалеку от нее видны остатки каменной изгороди и других сооружений, тоже каменных.

Монастырь Орусъярви, по преданию, был на том же месте, где теперь стоит деревенская церковь. Несколько десятилетий тому назад на кладбище упала старая ель в три локтя толщиной, которая издавна называлась "монастырской". На соседнем поле плуги пахарей часто выворачивали кусочки сгнивших досок и прочее. Вот, о чем говорится в монастырском предании: "Когда шведы в первый раз пришли на эти земли[iii], они дошли только до того креста, который стоит в полуверсте на дороге, ведущей в Салми. Посовещались и повернули назад, переправились через реку Туломайоки, в которой потом нашли их ружья. Но вот, когда шведы пришли во второй раз[iv], они разорили монастырь. Правда, колокола его, по всей видимости, еще раньше были опущены на дно озера Пункалаярви, и все ценности вывезены на 40 лошадях за 8 верст отсюда к северо-востоку в Орихкивенселкя, где их также утопили в омуте". От монастыря не осталось ничего, кроме деревянного креста, сиротливо приютившегося у монастырской ели. "Когда строили церковь", сюда приезжали монахи о Валаама, они-то и прочитали надпись на кресте, и оказалось, что стоявшему здесь монастырю было 700 лет. По мнению русских верующих, самое святое место на всем Финском побережье[v] - это Орусъярви, - ему покровительствует сам Святой Николай[vi].

О монастыре Вайвила до нас предания не дошли, известно лишь только место его нахождения, Это остров Кирккосаари ("Церковный") в Мёнтсяля. Там есть кладбище и обветшалые стены часовни, но сведений о монастыре взять неоткуда.



[i] Хейнисенмаа - правильнее: Хейнясенмаа.

[ii] Белек – детеныш некоторых видов тюленей, в том числе ладожской нерпы, имеющий длинную и густую белую или желтоватую шерсть).

[iii] Когда шведы в первый раз пришли на эти земли... - Речь идет о событиях русско-шведской войны 1570 - 1583 гг.

[iv] ...когда шведы пришли во второй раз... - Имеется в виду период военных действий 1610 - 1617 гг.

[v] Финское побережье - вероятно, речь идет все же о побережье Ладожского озера.

[vi] Святой Николай - Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец.

Метелиляйнены и лопари

Укрепленные возвышенности и острова, оборонительные валы.

Поля сражений

Монастыри

Церкви, часовни и кладбища

Предания времен провинции о Яакко Пунтусе

Обнаруженные в земле находки

Клады и ленные книги

Жертвоприношения и другие языческие обычаи

Архивы

Примечания

 

На главную страницу