В 989
г. Новгород принимает христианство.
Вероятно в 12 в. православие начинает
проникать и в Приладожье. В это время
получают распространение подвески в
виде православных крестов, а несколько
позже и шейные иконы. О православии
говорят и карельские топонимы. Часто
встречающееся название «Риеккала»,
происходит от карельского слова «крейкала»,
то есть место, где жил грек. И
действительно, на о. Риеккала в г.
Сортавала была одна из древнейших
церквей в Приладожье, а в заливе Риекала
в Куркиекском районе была старейшая в
районе часовня. Интересно, что финский
историк Т. Швиндт еще в XIX
в. использует слово «риекалайнен» как
синоним «православный».
О
времени принятия православия карелами
можно судить и по захоронениям.
Христианские захоронения начинают
появляться с 12 в. и к концу 13 в. вытесняют
остальные. К 12 в. относятся и появление
характерных новгородских могильных
каменных крестов.
Окончательно
принятие христианства в Карелии было
закреплено в 1227 г., когда новгородский
князь Ярослав, отец святого
благоверного князя Александра Невского,
прибыл в Карелию и массово крестил карел,
как об этом повествует летопись: «...того
же лета князь Ярослав Всеволодович,
послав, крести множество корел, мало не все люди».
|
Новгородский каменный
могильный крест. Найден на о. Кильпола.
|