В конце XVIII- начале XIX века основным жилищем крестьян была курная изба. Так, в Яккимской волости в 1825 году было 996 курных изб и 51 изба с отоплением по белому. Избы больших семей имели размеры 7 саженей в длину и 6 в ширину. Изба имела прихожую. Обычно справа от двери стояла печь. За печью было небольшое место, которое обычно использовали для содержания домашней птицы зимой. Печь имела большие размеры, в топку помещалось много дров. Печь долго сохраняла тепло. Наверху была лежанка. Так же были места для хранения утвари и сушки дров. Слева от двери хранился овес или сено для лошади. Вдоль стен располагались скамьи, которые ночью служили местом для сна. В левом углу от двери стоял стол. 

На столе лежали деревянные ложки, которые строго обозначали место каждого члена семьи за столом. В центре избы был ход в подпол, где хранились припасы. Светец (для лучины) висел в углу у печи. Свечами пользовались только по праздникам. Чистую работу выполняли в том же углу у печи. Там женщины ткали и пряли, а мужчины занимались мелким ремонтом.

Существовала так же другая форма строений, где под одной крышей объединялись изба и сарай. В холодной части хранились молочные продукты, утварь, а теплая служила жилищем. Иногда в избе отделялись комнаты. Позже, в конце XIX века в зажиточных семьях стали украшать печи изразцами и привозить из Петербурга мебель. В это же время стали использовать обои и краску для отделки стен.

Рядом с избой находились хлев, конюшня, дровяной сарай и немного поодаль амбары. Особой красотой выделялась клеть для хранения одежды. Баня по черному находилась чуть дальше от дома - на берегу реки или озера. Перед полем стояла рига, земляной пол которой основательно сушили, утрамбовывали, смолили и обмазывали глиной. Если рядом была плоская скала, то она  служила основанием риги.

Крестьянские дома не образовывали крупных деревень. Дом ставили на приглянувшемся удобном для строительства месте: небольшой скале, южном склоне горы, берегу реки или озера, острове. В центре прихода, где стояла церковь,  домов было больше и они образовывали улицы.

В 30-е годы в Выборгской губернии, как и по всей Финляндии начинается национальное движение. В 1833 г. в Выборге появляется газета на финском языке ”Sanan Saattaja Viipurista”. В 1845 г. открылось Выборгское Финское Литературное общество. Целью этой деятельности являлось развитие финского языка и сближение всех классов общества на основе национальной идеи.

В 1847 г. издается первый финский букварь ”Uusi Aapiskirja”.

Вторым центром национального финского движения в Выборгской губернии становится Сортавала. Большую роль в этом играет открытая в 1880 г. сортавальская семинария и издаваемая ей газета ”Laatokka”.

Но наряду с национальным подъемом рождается и идея о «Великой Финляндии». Идея базировалась на объединении всех финно-угорских народов в одном государстве. В 1860 г. выходит книга Алквисто-Оксанена «Финское государство» в которой границы будущей «Великой Финляндии» простираются от Ботнического залива до Онежского озера и устья Северной Двины. В эти же годы среди последователей национальной идеи рождается и так называемый «карельский вопрос» связанный с присоединением к Финляндии и Восточной Карелии.

 Куркиекская кирха

Лютеранская церковь в п. Куркиеки. 1878 г.

 

На предыдущую страницу На следущую страницу