В
конце XVIII- начале XIX века основным жилищем
крестьян была курная изба. Так, в
Яккимской волости в 1825 году было 996 курных
изб и 51 изба с отоплением по белому. Избы
больших семей имели размеры 7 саженей в
длину и 6 в ширину. Изба имела прихожую.
Обычно справа от двери стояла печь. За
печью было небольшое место, которое
обычно использовали для содержания
домашней птицы зимой. Печь имела большие
размеры, в топку помещалось много дров.
Печь долго сохраняла тепло. Наверху была
лежанка. Так же были места для хранения
утвари и сушки дров. Слева от двери
хранился овес или сено для лошади. Вдоль
стен располагались скамьи, которые ночью
служили местом для сна. В левом углу от
двери стоял стол.
На
столе лежали деревянные ложки, которые
строго обозначали место каждого члена
семьи за столом. В центре избы был ход в
подпол, где хранились припасы. Светец (для
лучины) висел в углу у печи. Свечами
пользовались только по праздникам.
Чистую работу выполняли в том же углу у
печи. Там женщины ткали и пряли, а мужчины
занимались мелким ремонтом.
Существовала
так же другая форма строений, где под
одной крышей объединялись изба и сарай. В
холодной части хранились молочные
продукты, утварь, а теплая служила
жилищем. Иногда в избе отделялись комнаты.
Позже, в конце XIX века в зажиточных семьях
стали украшать печи изразцами и
привозить из Петербурга мебель. В это же
время стали использовать обои и краску
для отделки стен.
Рядом
с избой находились хлев, конюшня,
дровяной сарай и немного поодаль амбары.
Особой красотой выделялась клеть для
хранения одежды. Баня по черному
находилась чуть дальше от дома - на берегу
реки или озера. Перед полем стояла рига,
земляной пол которой основательно сушили,
утрамбовывали, смолили и обмазывали
глиной. Если рядом была плоская скала, то
она служила
основанием риги.
Крестьянские
дома не образовывали крупных деревень.
Дом ставили на приглянувшемся удобном
для строительства месте: небольшой скале,
южном склоне горы, берегу реки или озера,
острове. В центре прихода, где стояла
церковь, домов было больше и они
образовывали улицы.
В 30-е
годы в Выборгской губернии, как и по всей
Финляндии начинается национальное
движение. В 1833 г. в Выборге появляется газета на финском языке ”Sanan
Saattaja
Viipurista”. В
1845 г. открылось Выборгское Финское
Литературное общество. Целью этой
деятельности являлось развитие финского
языка и сближение всех классов общества
на основе национальной идеи.
В 1847
г. издается первый финский букварь ”Uusi
Aapiskirja”.
Вторым
центром национального финского движения
в Выборгской губернии становится
Сортавала. Большую роль в этом играет
открытая в 1880 г. сортавальская семинария
и издаваемая ей газета ”Laatokka”.
Но
наряду с национальным подъемом рождается
и идея о «Великой Финляндии». Идея
базировалась на объединении всех финно-угорских
народов в одном государстве. В 1860 г.
выходит книга Алквисто-Оксанена «Финское
государство» в которой границы будущей «Великой
Финляндии» простираются от Ботнического
залива до Онежского озера и устья
Северной Двины. В эти же годы среди
последователей национальной идеи
рождается и так называемый «карельский
вопрос» связанный с присоединением к
Финляндии и Восточной Карелии.
|