Со  второй половины XIX века стало быстро развиваться молочное животноводство. Основанием послужило распоряжение Выборгского губернатора от 1844 года о том, что  прилежащие волости должны ежегодно поставлять в  Санкт-Петербург продукты животноводства: Яккима, Париккала и Куркиеки около 20 тонн животного жира, южная волость Кексгольма, включая Хийтола - 17 тонн сливочного масла, 1 тонну жира.

В 1857 г. интендант, барон Себастьян Грипенберг взял в аренду усадьбу Терву, где построил первый в Финляндии сырозавод. Сыр изготовлялся по датской технологии.  Масло и  жирный сыр с особой торговой маркой возили на продажу в столицу. По такому же образцу были построены маслозаводы и в других усадьбах. После строительства заводов объемы вывозимого в Санкт-Петербург масла значительно возросли.

В 19 веке стали строить паровые пилорамы. Еще в 1834 году Нильс Арпп предпринял попытку построить первую паровую пилораму в Ристлахти (в окрестностях Лахденпохья), но ему не позволили из-за боязни конкуренции. В 60- годах XIX века запрет был снят и паровые пилорамы стали строить по всей округе.

В 1856 году в Крымскую кампанию прошел новый призыв в армию, но служба оказалась недолгой, так как в этом же году был заключен Парижский мир. Солдат Выборгского стрелкового полка привлекли к сооружению Сайменского канала, открытие которого состоялось в день коронации Александра II 7.9.1856 года. После открытия канала солдаты вернулись домой.

В 1857 году  на Ладоге появился первый пароход. Он ходил из С.-Петербурга в Сортавала. В 60-е годы были построены специальные пристани для пароходов и в других портах Приладожья.

В 1873 г. в п. Куркиеки было открыто сельскохозяйственное училище (позже институт), в дальнейшем прославившееся на всю Финляндию. В училище преподавал знаменитый ученый В. Рясянен. Училищу принадлежали 56 зданий, мельница и электростанция

В 1890-1894 гг. была построена железная дорога Антреа (Каменогорск) – Сортавала - Йоенсуу, которая прошла по территории современного Лахденпохского р-на.

В 1908 г. в стиле модерн был построен Элисенваарский вокзал . В конце 30-х годов станция Элисенваара была одной из крупнейших узловых станций Финляндии.

В XIX веке были значительно улучшены дороги Приладожья. Дороги, соединяющие города и расположенные по пути мосты  строились и поддерживались за счет казны. В волостях были государственные  управляющие, которые нанимали людей для ремонта, строительства  и поддержания дорог. За каждым домом был закреплен свой участок, который следовало поддерживать по распоряжению управляющего. Дороги между  хуторами обслуживались самими хозяевами.

 

Памятник Екатерине II у Александринского театра в Санкт-Петербурге.   Постамент памятника выполнен в 1873 г. из гранита с острова Путсаари (Лахденпохский район)

 

На предыдущую страницу На следущую страницу