В Писцовой книге 1571
г. перечислены названия некоторых
церквей:Рождества Богородицы и
Рождества Иоанна Предтечи в Кирьяже, Преображения Господня в Терву,
Георгия Победоносца в Сорола, Николая
Чудотворца в Микли, Пророка Илии
в Вейяла, Рождества Богородицы
в Йоукио, Успения Богородицы
в Лапинлахти.
На территории
погоста было много монастырских земель,
они принадлежали монастырям Спасо-Преображенскому
Валаамскому, Рождества
Богородицы Коневскому, Иоанна Предтечи
с устья Корельского городка и
Никольскому Корельского городка. На
отдаленном острове Сенном (Хейнсимаасаари)
находился монастырь Святой Троицы и еще
один небольшой монастырь был Куркиекском заливе
на о.
Канансаари.
На побережье
было множество скитов. История
сохранила имена немногих подвижников,
но они остались в памяти народа, в местных названиях. Неподалеку от
современного поселка Терву, в
п. Артонпохья в 16 в. был скит, в
котором жил отшельник
Домка Самуилов. В
народе он слыл святым, и эту местность
стали называть «Святика». В шведской
поземельной книге 1618 г. это название уже
присутствует в официальном качестве. В
последствии это название изменилось в
современное - Вятикка.
Сравнивая
названия деревень из писцовых книг и
современные названия, можно
проследить их эволюцию. Так, названия «Спас» от Спасителя
превратились в «паасо». «Святозеро»
превратилось в «Яатьярви» (ярви-озеро). Часто место,
где стояла церковь во имя Николая
Чудотворца, имело приставку «Микли».
В 16 в. на
территории погоста было 12
водяных мельниц - из них 5 на р.
Хийтоланйоки и 3 на р. Соскуанйоки.
Процветал лососевый промысел в д. Асила
на р. Хийтоланйоки и лов жемчуга в районе
п. Терву. В д. Сандалакша в заливе
Кесвалахти жили 24 кузнеца, которые
производили железо из местной болотной
руды. В д. Сорольская весь обитали тимьянщики,
которые делали тимьян (использовался
для ладана на нужды храмов).
В период
правления Ивана IV
(Грозного) сначала продолжался расцвет
Корельского уезда, но по мере роста
налогов наступили запустение и нищета. С
введением опричнины стали
практиковаться разбойничьи нападения с
целью выколачивания налогов. Так, в 1570 г.
опричники напали на Кирьяжский погост.
При этом они сожгли 14 домов, убили 30
человек, 13 человек подвергли пыткам и
разграбили 21 дом.
|
Икона 16 в. Найдена в
окрестностях п. Куркиеки в п. Отсанлахти.
|