В Писцовой книге  1571 г. перечислены названия некоторых церквей:Рождества Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи в Кирьяже, Преображения Господня в Терву, Георгия Победоносца в Сорола, Николая Чудотворца в Микли, Пророка Илии  в Вейяла, Рождества Богородицы  в Йоукио, Успения Богородицы в Лапинлахти.

      На территории погоста было много монастырских земель, они принадлежали монастырям Спасо-Преображенскому Валаамскому,  Рождества Богородицы Коневскому, Иоанна Предтечи с устья Корельского городка и Никольскому Корельского городка.   На отдаленном острове Сенном (Хейнсимаасаари) находился монастырь Святой Троицы и еще один небольшой монастырь был Куркиекском заливе на о. Канансаари.

      На побережье было множество скитов. История сохранила имена немногих подвижников, но они остались в памяти народа, в местных названиях. Неподалеку от современного поселка Терву, в  п. Артонпохья в 16 в. был скит, в котором жил отшельник  Домка Самуилов.  В народе он слыл святым, и эту местность стали называть «Святика». В шведской поземельной книге 1618 г. это название уже присутствует в официальном качестве. В последствии это название изменилось в современное - Вятикка.

Сравнивая названия деревень из писцовых книг и современные названия,  можно проследить их эволюцию. Так, названия «Спас» от Спасителя превратились в «паасо». «Святозеро» превратилось в «Яатьярви» (ярви-озеро). Часто место, где стояла церковь во имя Николая Чудотворца, имело приставку «Микли». 

           В 16 в. на территории погоста было 12  водяных мельниц - из них 5 на р. Хийтоланйоки и 3 на р. Соскуанйоки. Процветал лососевый промысел в д. Асила на р. Хийтоланйоки и лов жемчуга в районе п. Терву. В д. Сандалакша в заливе Кесвалахти жили 24 кузнеца, которые производили железо из местной болотной руды. В д. Сорольская весь обитали тимьянщики, которые делали тимьян (использовался для ладана  на нужды храмов).

           В период правления Ивана IV (Грозного) сначала продолжался расцвет Корельского уезда, но по мере роста налогов наступили запустение и нищета. С введением опричнины стали практиковаться разбойничьи нападения с целью выколачивания налогов. Так, в 1570 г. опричники напали на Кирьяжский погост. При этом они сожгли 14 домов, убили 30 человек, 13 человек подвергли пыткам и разграбили 21 дом.

 

Образ

Икона 16 в. Найдена в окрестностях п. Куркиеки в п. Отсанлахти.

 

На предыдущую страницу На следущую страницу